О СТАРЧЕСТВЕ И СТАРЦАХ.

 

Где нет тропы, надо часто оглядываться

назад, чтобы прямо идти вперед.

Василий Осипович Ключевский

 

  Сегодня каждый человек желающий жить по православным нормам, сталкивается с понятием «старчество». Добрые христианские рассказы о старцах притягивают своей добротой и простотой. Естественная ностальгическая любовь зовет христианина на поиск такого духовного светоча, который бы помог выкарабкаться из тины житейских попечений к свету духовной радости.

 

Старец – это всегда духовный руководитель. Руководитель в одном единственном направлении – к Богу. Наставник духовной жизни своим руководством наставляет фишки-указатели для своего подопечного, и эти духовные ориентиры ограждают, защищают доверившего свою волю старцу.

 

Говоря о старчестве, мы обязательно столкнемся с термином «послушание». Послушание необходимо требует для себя духовного руководителя. Чтобы отсекать свою волю, необходимо рядом с собой иметь того перед кем свою волю отсекаешь. Подопечный или послушник старца послушен ему во всем. Приходя к старцу, он полностью доверяет ему свою волю. Доверяет без остатка, не оставляя для себя ни одного пути к малодушию и отступлению. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что избирая старца, мы должны всячески его испытывать, но уж когда избрали себе духовного руководителя, не колебаться при исполнении его советов. Иначе человек не сможет ни возрасти, ни преуспеть в возрасте духовной жизни. «Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения…»[i]

  Избирая себе старца, нужно прилагать такие критерии к своему будущему духовному руководителю:

-        Чистота веры и жизни.

-        Дар рассуждения духовного (1 Кор.12.1). Так как такой дар приобретается долгим духовным деланием, то мы и покоряемся Богу и святым Его, имеющим правильное разумение в заповедях Его.

    Характер духовного руководителя, конечно же, играет большую роль для пасомого. Но, как правило, люди энергичные, скорые в обращении, «холерики», как их называет сегодняшняя наука, находят мягких, милующих и очень спокойных духовников. И наоборот, для медлительных, чересчур вдумчивых требуется духовный наставник, который бы «встряхивал, будил и ускорял» их.

    

Старец всегда является духовником. Но он может и не быть в священном сане. Ведь рассудительным и обогащенным духовным опытом может быть как лицо в священном сане, так и простой монах и даже мирянин.

 

Дар рассуждения духовного и является тем краеугольным камнем, почему мы прибегаем к старцам – за духовным советом. Именно за советом, а не за пророчеством, чудесами или нечто иным. «Что влагается тебе в ум, повеждь пастырям, и они решат, истина ли тут или прикрытая ложь; и никогда не попадешь в сети врага»[ii]. То есть для того, чтобы разобраться в себе, чтобы не сверну из-за своей слабой веры с Божьего пути, мы прибегаем к мудрому старческому совету.

  

 Не дремлет диавол. Подбирая себе жертву, он не искушает четким разделением добра и зла, а вводит для этого серые полутоновые цвета. Даже православные термины он наполняет иным содержанием. Всегда был велик на Руси сонм угодников Божиих. Всегда были и духовные руководители – старцы. Обращаясь к ним, люди укреплялись в вере, открывались духовные очи и люди искренне каялись в своих грехам, становились активными прихожанами.

 

В Сергиевом Посаде есть опытный духовник о. Герман (Чесноков). К нему на вычитку бесноватых стекаются люди со всей России. Перед каждой вычиткой о. Герман произносит двухчасовую проповедь, в которой рассказывает о Христе, грехе и обязательно наказывал людям по возвращении домой обязательно посещать свои храмы, ни в коем случае не пропуская воскресных и праздничных служб. К сожалению, некоторые сейчас ищут «старца», который бы предсказал им всю жизнь наперед, указал от кого из соседей у них сглаз или сказал за какую цену продать свой дом и в каком месте купить новый. Грубые сердца совсем не хотят видеть грани между духовным и материальным. К нашей общей беде, есть случаи, когда «старец», не только не растолковывает людям этих вещей, а наоборот, поддерживает нездоровый ажиотаж, занимаясь именно такими вопросами. А напоследок такой «старец» наказывает, чтобы они, обратите внимание, еще неоднократно приезжали к нему, а не к себе в местный храм, где происходит таинство Евхаристии, выше которой не существует ничего на земле. Преподобный Пимен Великий по­велел немедленно разлучаться со стар­цем, совместное жительство с которым оказывается душевредным: очевидно, по нарушению этим старцем нравственного предания Церкви. Преподобный Кассиан Римлянин говорит: “Полезно открывать свои по­мыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассужде­ние, старцам не по телесному возрасту и сединам. Многие, увлекшись наружным видом старости и высказав свои помыш­ления, вместо врачевства получили вред от неопытности слышащих”. Духовный руководитель должен вести людей к Богу, к свету, а не к себе. Хочется вспомнить слова преп. Феодор Освященного: «Поистине мы имеем дело со врагом хитрым и злокозненным, который часто сбивает нас с пути, прикрывая ложь и зло призраками истинности и добра».[iii] Духовник никогда не должен заслонять собой Христа, а быть лишь лестницей, через которую человек может подняться к Богу. «Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем (От Иоанна 7.18). Мир, лежащий во зле, сам же и мучается от этого зла. Но, отвергая зачастую все средства к исцелению и спасению, мир все же смотрит на Церковь как на «столп и утверждение истины» (1Тим. 3, 15), взирает на нее как на свою последнюю надежду. Поэтому мы должны всячески очищать нашу Церковь от шелухи вымыслов и отсебятины, прикрывающимися именем Христа.

 

  Один современный богослов выступая перед семинаристами шутя сказал, что если молодые священники хотят быстро прославиться если не перед Богом, то перед людьми, пусть говорят неординарные многозначительные речи  совершают такие же поступки. Например, говорил он, проползите вокруг своего Собора на коленках и вокруг вас сразу же соберутся поклонники. Эта шутка становится сегодня актуальной, и каждый священник должен следить, чтобы не было на приходе прихожан, пропагандирующих подобный    образ «духовной жизни», а верующие люди контролировать, чтобы не попадали подобные плевелы на их духовное поле души.

 

 Обращаюсь к прихожанам словами апостола «итак будьте благоразумны и бодрствуйте» (1 Петра 4.7), «потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петра 5.8). Только чистоту церковного сознания мы можем предоставить разделенному диаволом и враждующему миру.

 



[i] Еп. Варнава (Беляев). Основы искусства святости. – т.4., Н. - Новгород, 1998, С.60.

[ii] Древние иноческие уставы… собранные епископом Феофаном. М.., 1892. С.83. Житие преп. Феодора освященного.

[iii] Там же.