Orthodox without borders

Православие без границ 

Áèáëèÿ î ìèëîñåðäèè

î ÷èñëå 666

ïðàâîñëàâíàÿ êàíîíèêà (Öåðêîâü â ñåáå è â ãîñóäàðñòâå)

èñòîðèÿ õðàìîâîé èêîíû

èñòîðèÿ ïðèõîäà

èêîíîãðàôèÿ

ñòàð÷åñòâî

î íåîáõîäèìîñòè Ñîáîðà

ïðàâîñëàâíàÿ áèáëèîòåêà

о создателе страницы

ïîëåìèêà î ïðî÷èòàííîì è íàáîëåâøåì

 

ïðàâîñëàâíûå ñàéòû

Зарегистрировано в Православной системе поиска.

Православный каталог "РУССКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ"

Православие.Ru

 Храм свт. Николая в Бирюлево. Календарь новомучеников

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

конспект лекций

 преп. свящ. Александр Яровой

 

Управления (церковного) основание есть Закон Божий, в Святом  Писании  изложенный, также каноны, или правила Соборные и Святых Отец, и уставы гражданские, слову Божию согла

      « Духовный регламент»

 

Внешнее состояние Церкви не может нас совершенно не задевать и потому еще, что реформа Церкви должна создать новые условия для религиозной жизни большинства русского народа, крещенного в православие и живущего в нем. Очевидно, не интересоваться совсем судьбами русской церкви, значит не интересоваться  судьбой русского народа. Нельзя презирать ту форму, в которой живет идея.[1]

                                                                                                                                             А. Карташев

 

 

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О КАНОНИЧЕСКОМ ПРАВЕ

 

Право, вообще, означает согласие с законами, значит каноническое право означает согласие с канонами.

В «Дигестах» Юстиниана (533г.) и происшедшие от них византийские законодательные сборники «Василики» («Базилики») и «Прохирон» (IXв.), а также в канонический сборник Матфея Властаря (1335г.) – ПРАВО – есть творчество в области доброго и равного.

Н.М. Коркунов  -Право - как средство не охраны, а разграничения

Е. М.Трубецкой – Право есть внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой[2].

Большая Советская Энциклопедия – Право – совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. Это определение выводит за рамки системы права Каноническое право (остается как историческая юридическая дисциплина) и Церковное право, как не имеющее на современном этапе поддержки своих санкций государством.

В.С. Соловьев – «Право – низший предел, некоторый минимум нравственности, для всех обязательный… Задача права не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в царствие Божие, а в том, чтобы он до времени не превратился в ад»[3].

 

Различие морали и права.

В притче о работниках виноградника Спаситель заплатил последним столько же, сколько и тем, кто «перенес тягость дня». «Разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив от того что я добр?» (Мф.20, 1-5)

Право носит общественный характер, а мораль, в основном, - личностный.

 

Необходимость в применимости правовых норм к жизни Церкви.

Безусловно мы применяем правовые нормы в церковной жизни. Применяем часто и повсеместно. Происходит это потому, что государство и Церковь органически взаимосвязаны между собой и являясь надстройками общества существовать изолированно не могут. (Если вы не интересуетесь (не занимаетесь) политикой, это не значит, что она не заинтересуется (не займется) вами). Но сталкиваемся мы с государственными законами или же в своей внутренней жизни с Церковными канонами или правилами. Но ни в коем случае мы не можем смешивать государственное право с Церковными правилами. Каноническое право необходимо как для священнослужителей и мирян, так и для высокопоставленных низших должностных лиц в государстве, чтобы они могли находить границу между полномочиями Церкви и государства.

 

Каноническое право в системе юриспруденции.

Юриспруденция представляет собой общее понятие, как система юриспруденция включает множество юридических наук. Неизбежна специализация научных знаний о различных областях правовой жизни общества. При некоторых обстоятельствах под эту специализацию подпадает и Церковное право.

Систему юридических наук можно разделить на три основные группы:

1.                теоретико – исторические науки: Церковное право (сейчас как историческая наука, т.к. не входит в систему государственного права), Теория государства и права, история политических и правовых учений;

2.                отраслевые юридические науки: конституционное, административное, финансовое, гражданское, уголовное права и др.

3.                специальные юридические науки: криминалистика, судебная медицина, судебная бухгалтерия и др.

Таким образом, если мы и причисляем Церковное право к юриспруденции, то только как теоретико – историческую науку, как часть прошлого нашего государства.

И не в одних только санкциях, не подкрепленных государством, дело. В действующем праве мы можем найти нормы в которых даже отсутствует санкция. Но сами по себе, по своей природе Правила апостолов, Оросы Вселенских и Поместных Соборов, Правила Святых Отцов являются действительно образцами, примерами, в каком значении мы и применяем понятие «Каноны», но никак они не являются юридическими нормами в нынешнем их понимании. Да и сами каноны (kanwvne") в Православии не претендовали на именование законы (novmo").

   Прот. Владислав Цыпин совершенно иного мнения на этот счет, но в своем учебнике[*1][4] разбирая этот вопрос на ст. 9 – 17 он этого так четко и не объясняет. Предметом науки он считает каноны в смысле дисциплинарных постановлений[5]

В случае нарушения права – судебная защита обязательно должна нарушить попранные нормы.

Церковная судебная защита имеет своим назначением восстановление нарушенных в Церкви прав и отношений, разрешение разного рода споров между членами Церкви, исправление нарушителей церковных правил определенными средствами (церковными наказаниями) и охранение святости церковных установлений и порядка в Церкви. Но принудительная сила, который обладает государственный суд, в церковно-судебной власти основывается на свободном подчинении правилам Церкви ее членов.

Когда Церковь является государственной, ей в судебном отношении ей может бытьпредоставленна судебная власть не только в предметах, касающихся государственного ведения. Например, дела брачные, дела, касающиеся преступлений духовных лиц. То есть государство делегирует  некоторые права  Церкви.  При этом устанавливаются правила судопроизводства,  а судебным приговорам придается юридическая сила.

Так же и наказания, которые существуют  в религиозном обществе - имеют юридические последствия, то есть имеют значение государственное. Наконец, при таком подходе, государство предоставляет право жалобы тем лицам, которые не довольны судебными постановлениями.

Уголовное право - Церковь обладает судебной властью по правам, признаваемым за нею обществом и государством.

В полицейском отношении государство может охранять порядок во время богослужения, и если понадобится, привлекать свои органы правопорядка. Устанавливает меры предупреждения преступлений против свободы совести и благочиния, дает возможность церковно-судебным установлениям применять судебные приговоры, которым не подчиняются духовные лица.  Наконец, устанавливает особую паспортную систему для церковно-должностных лиц.

Примечательно, что в Российском законодательстве  очень широко отражались отношения Церкви и государства. Это объясняется тем, что при той самостоятельности, которой пользовалась Церковь  в XVII веке, было издано много постановлений, которые затем вошли в законодательную область, как постановления государственные.

 

Церковь воспользовалась великими плодами изумительной многовековой работы римского юридического гения и потом неуклонно последовала указанному ею порядку, строго наказывая нарушения, даже если эти нарушения основывались на повелении императора или уполномоченного им комиссара (например, допущенные Ефесским собором 449 г.).  При всех заимствованиях, Церковь не изменила своим основным началам.  Пользуясь выработанными римской юриспруденцией процессуальными формами, она вливала в них свой собственный дух, стараясь согласовать их с собственными своими целями, по возможности подогнать их к своему существованию. Церковь не механически, а творчески, как живой и развивающийся   организм, относилась к предлагаемому ей государством юридическому материалу, в виду сооружения своего собственного здания, и по своим собственным плану и мысли.  А потому она  с решительностью отвергала  все, что противоречило ее основным началам, шло в разрез с ее собственными целями. Вот почему при всем сходстве, между церковным и государственным правом и процессом (и вообще системой права) существует глубокое различие.

 

О НАЗВАНИИ ПРЕДМЕТА

Католики рассматривают церковное и каноническое право как два различных предмета.

Каноническое право изучает каноны Древней Церкви и папские декреталы, вошедшие в «Корпус канонического права» (Corpus juris canonici), сложившийся в средневековье. Правовые нормы здесь касаются церковных и светских правовых отношений, сформировавшихся в средневековье. Таким образом это право исходит от Церкви, но разбирает не только церковные вопросы.

Церковное право рассматривает правовые документы, касающиеся Церкви, регулирующие Церковную жизнь, но исходящие не только от неё.

Русский канонист Н.С.Суворов считает такое разграничение приемлемым и для православных дисциплин. Он отмечает, что “церковные отношения… как в автокефальных Церквах Восточного Православия, так и на Западе, только отчастисти определяются нормами позднейшего происхождения, как церковного, так и государственного.”[6]

Суворов о необходимости раличения  канонов от норм – 12 правило VII В.С. – о недействительности отчуждительной сделки или 85 Трульского собора – о форме отпущения рабов на волю.

 

ИЗУЧЕНИЕ Ц.П. В ВИЗАНТИИ И ГРЕЦИИ

В древности в Афинах, Александрии, Антиохии, Бейруте, Риме, позже в Константинополе. Преподавали профессора –язычники – обучались Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский.

534г. – Юстиниан запретил язычникам вести образование – часть школ закрылась. Университеты остались в Риме, Константинополе, Бейруте. 634г. закрылась Бейрутская школа.

Правоведы Константинопольской школы в эпоху Македонской династии учавствовали в издании законодательных сборников: «Прохирон», «Эпанагога» и «Василики». Светское и каноническое право не отдалялись.

Первая специальная школа – в Константинопольском монастыре св. Георгия в XI в. Возглавляющий носил титул номофилакса (хранителя законов).

Алексий Аристин, Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон, Димитрий Хоматин составили обширные экзегетические толкования на весь канонический сборник.

ХIV – Матфей Властарь и «Шестокнижие («экзавивлос»)

XVIII- XIX –«Пидалион ( «Кормчая»), составленны святым Никодимом Святогорца и иеромонахом Агапием.

1852- 1859 – под редакцией Ралли и Потли в Афина вышла 6- томная «Синтагма Божественных и святых Канонов».

 

Изучение Ц.П. в России

 

Преподавание церковного права впервые введено было митрополитом Платоном (Левшиным) в московской духовной академии в 1776 г. В 1798 г. синод распорядился, чтобы и в прочих духовных академиях преподавалось церковное право по инструкции, составленной митрополитом Платоном для московской академии. По этой инструкции преподавание сводилось к объяснению Кормчей книги. С преобразованием в 1810 г. духовно-учебных заведений церковное право введено было в круг наук богословских, а программа для систематического его изложения составлена была в 1814 г. архимандритом Филаретом (Дроздовым). В 1835 г. преподавание церковного права было введено и в университетах, но первоначально лишь как часть богословия, обязательная для одних только студентов-юристов православного исповедания; с 1863 г. ей посвящена самостоятельная кафедра на юридическом факультете. Первая в России ученая работа в области церковного права вызвана была практическими потребностями комиссии составления законов, которой понадобилось сличить постановления византийского права с их следами в наших законах; в результате появилось "Обозрение кормчей книги в историческом виде" (Москва, 1829) Первым опытом систематического изложения церковных законов, но без всякого исторического освещения, являются "Записки по церковному законоведению", профессора киевского университета, протоиерея И. М. Скворцова (Киев, 1848; 3 издания, 1861). Прочное основание изучению церковного права положил широко задуманный "Опыт курса церковного законоведения" (Санкт-Петербург, 1851 - 52) епископа Иоанна (Соколова), который поставил себе задачей обозреть источники церковного права как в историческом отношении (т. е. по их происхождению), так и в каноническом (т. е. по их содержанию и важности). В 1872 г. издано в русском переводе "Краткое изложение канонического права единой, святой, соборной и апостольской церкви", румынского митрополита Шагуны, представляющее собой смесь догматики с церковным правом. Затем профессор московского университета Н. К. Соколов предпринял в 1874 - 75 годах издание своих лекций по церковному праву, но успел напечатать лишь два выпуска, из которых первый содержит введение в церковное право, а второй представляет собой трактат о церковном обществе. В 1882 г. вышел краткой курс лекций по церковному праву священника Альбова. За ним последовали: "Курс общего церковного права" профессора М. Богословского (Москва, 1885), "Краткий курс церковного права православной греко - российской церкви, с указанием главнейших особенностей католического и протестантского церковного права", казанского профессора П. С. Бердникова (Казань, 1888, дополнено 1889). "Курс церковного права" профессора Н. С. Суворова (Ярославль, 1889 - 90), который впоследствии напечатало и "Учебник церковного права" (Ярославль, 1898). Апологет синодальной системы Н.С.Суворов строит свой курс не столько на канонах, сколько на законах и распоряжениях Российского правительства по ведомству Православного Исповедания.

Из других профессоров-канонистов М. Остроумов напечатал "Введение в православное церковное право" (т. 1, Харьков, 1893), Н. Заозерский - "Историческое обозрение источников права православной церкви" (выпуск 1, Москва, 1891), Лашкарев - "Право церковное в его основах, видах и источниках" (Киев, 1889); в последнем приводится мысль о том, что изучение права православной церкви должно быть поставлено на почву "античной юриспруденции и вестись с точки зрения юридических принципов римско - византийских императоров и древних отцов церкви (об этом см. И. Бердникова, "Архаическое направление в церковном праве", Казань, 1896). Из монографических работ по церковному праву па первый план должны быть поставлены исследования московского профессора А. С. Павлова (умер 1898 г.), который поставил себе задачей общее изучение истории византийского права, светского и церковного, у южных славян и в России. Много потрудился А. С. Павлов и над подготовкой и разработкой материалов для создания догматической системы права отечественной церкви. Сюда относятся два исследования его: "Номоканон при Большом Требнике" (Одесса, 1872; новое совершенно переработанное издание, Москва, 1897) и "50-я глава Кормчей книги, как исторический и практический источник русского брачного права" (Москва, 1887). Весьма важны и труды А. С. Павлова по истории русского, церковного права - обширное исследование о секуляризации церковных земель в России (часть 1, 1871), образцовое издание памятников древнерусского канонического права, частью им же открытых (в VI томе "Русской Исторической Библиотеки", издано археографической комиссией, Санкт-Петербург, 1880) и другие. «А.С.Павлов – (то, что называет недостатками прот. В.Цыпин) – рассматривает В.С. как один из органов взаимоотношений Поместных Церквей, выводит из центра внимания Вселенскую Церковь и древние каноны не составляют главного предмета изложения, отодвинутые на второй план позднейшим законодательством[7]». Но самого профессора о. Владислава по структуре его учебника можно упрекнуть в том же, хотя мы и не считаем указанное за недостатки У нашего предмета нет догматического объема всего православия, а затрагивая поместные Церкви мы изучаем именно особенности их внутреннего устройства, как средство объединения, организации и  функционирования одной отдельно взятой Поместной Церкви.

 М. И. Горчакову принадлежат монографии: "Монастырский приказ" (Санкт-Петербург, 1868), "О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и священного Синода, 988 - 1738" (Санкт-Петербург, 1871),. "О тайне супружества" (Санкт-Петербург, 1880); Н. С. Суворову - "О церковных наказаниях" (Санкт-Петербург, 1876), "Объем дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в период вселенских соборов" (Ярославль, 1884) и "Следы западнокатолического церковного права в памятниках древнего русского права" (Ярославль, 1888). По поводу последнего исследования возникла полемика между Суворовым и Павловым, на статью которого в "Чтениях общества любителей духовного просвещения" (1891, №№ 11 - 12) первый ответил брошюрой: "К вопросу о западном влиянии на древне-русское право" (Ярославль, 1892). Монографии по праву православной церкви как в пределах Р., так и вне ее принадлежат Т.В. Барсову ("Константинопольский патриарх и его власть над русской церковью", Санкт-Петербург, 1878; А. С. Павлов усмотрел в этой книге "теорию восточного папизма"), Заозерскому ("Церковный суд в первые века христианства", Кострома 1878; "О церковной власти", Сергиев Посад, 1894), Никольскому ("Греческая кормчая книга Пидалион", Москва, 1888), Курганову (об устройстве церкви королевства греческого), Пальмову (об устройстве церкви болгарской, сербской), Красножену (об Аристине, Зонаре и Вальсамоне) и другим. Т. В. Барсов издал "Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания" (Санкт-Петербург, 1887). В 1880 г. священный синод приступил к изданию "Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи" с 1720 г.; до сих пор вышло 7 томов. По церковно-общественным) вопросам наиболее выдаются статьи Т. И. Филиппова ("Сборник", Санкт-Петербург, 1896). Одним из крупнейших русских канонистов должен быть признан покойный архиепископ виленский Алексий (А. Ф. Лавров), который одно время был профессором церковного права в московской духовной академии. Ему принадлежат два анонимных сочинения: "Предполагаемая реформа церковного суда" (выпуски 1 - 2, Санкт-Петербург, 1873) и "Чего желать для нашей церкви" (выпуски I - II, 1882 - 85). Первое из них направлено против проекта обер-прокурора святого синода графа Д. А. Толстого, клонившегося к освобождению светских лиц от церковной подсудности (по делам бракоразводным и другим) и, главным образом, к коренному преобразованию духовного суда, в смысл перенесения судебной власти от епархиальных архиереев в выборные пресвитерские суды. Одним из поборников реформы был московский профессор Н. К. Соколов, напечатавший ряд статей о духовном суде в "Православном Обозрении" (1870 - 71).

 

 

ЗАДАЧА Ц.П.ВОСТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА формирования действующего церковногоправа, его возникновения, развития; изложени нормы права, но не в нынешнем их понимании, т. е. не в соответствии с современной юриспруденцией, а опираясь на правотворчество Древней Церкви.

 

Метод – по проф. А.С.Павлову метод изученеия нашего предмета «истрико- догматический».

 

  ÄËß ÎÇÍÀÊÎÌËÅÍÈß Ñ ÎÑÒÀËÜÍÛÌÈ ÃËÀÂÀÌÈ ÊÎÍÑÏÅÊÒÀ ÎÁÐÀÙÀÉÒÅÑß Ê ÐÀÇÐÀÁÎÒ×ÈÊÓ ÑÀÉÒÀ

 



[1] Карташев А. Реформа, реформация и исполнение Церкви. - C.-Петербург : Корабль, 1916.- С.185

[2] Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1913. С.30

[3] Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. С.25

 

наш электронный адрес xram-dubovoe@bel.ru

íà ãëàâíóþ ñòðàíèöó