Как
узнать дату своего дня Ангела
День Ангела,
называемый также днем тезоименитства или именинами - один из самых важных для
православного христианина дней - это день небесного покровителя человека,
святого, чье имя дается христианину при крещении.
Как правило, днем
Ангела является следующий за днем рождния день памяти
святого, чье имя носит христианин. Так например, у
Анны, родившейся 20 ноября, день Ангела придется на 3 декабря - следующий за
днем рождения днеь, когда вспоминается св. Анна, и ее
святой будет св. мц. Анна
Персидская.
Нередко родители
заранее выбирают для ребенка имя, имея особую любовь к тому или другому святому,
тогда день Ангела уже не связан с днем рождения.
Имя святого, чья
память следует за Вашем днем рождения определяется по
святцам, например по православному календарю.
· Имена мужские
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я
· Имена женские
А В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Следует помнить такой
нюанс: в 2000 году на Архиерейском соборе были прославлены новомученики и исповедники Российские: если вы крестились до
2000 года, то Ваш святой выбирается из святых прославленных до 2000 года.
Например, если Ваше имя Екатерина, и Вас крестили до прославления новомучеников, то ваша святая - св. великомученица Екатерина, если
Вы крестились после Собора, то можете выбрать святую Екатерину, чья дата памяти
ближе к Вашему дню рождения.
В день Ангела
православные стараются исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Если
день ангела приходится на постный день или пост, то празднование и застолья
как правило переносятся на непостные дни.
· После революции с именинами начали
серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан
контрреволюционным, и его попытались заменить на "октябрины" и "звездины". Был
детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой
последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист,
"почетные родители", иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч.
Борьба с "пережитками" доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах
цензура запретила "Муху-Цокотуху" К. Чуковского за "пропаганду именин".
· Русский христианский именослов
складывался веками.
Первый обширный пласт
русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного
имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль
обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения
Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с
христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда
носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени:
"прозвищное" имя и два крестильных имени (одно -
явное, другое - потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский
именослов полностью вытеснил дохристианские "прозвищные" имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен - в фамилии (напр.
Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных
русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав,
Владимир).
С принятием
христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с
византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена.
Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и
культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими
именами стали древнееврейские - Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду
высокую мысль о. Павла Флоренского: "нет имен ни еврейских, ни греческих, ни
латинских, ни русских - есть только имена общечеловеческие, общее достояние
человечества".
Послереволюционная
история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания
"дехристианизации" именослова. Революционное
мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной
политикой, было направлен на переустройство, а значит -
и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц,
переименовывались люди. Составлялись "красные святцы",
выдумывались новые, "революционные" имена, многие из которых теперь звучат
просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин,
Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и
т.д.). Процесс революционного имятворчества,
характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в
конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего
"социалистического лагеря") продолжался в Советской России недолго, около
десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории - здесь
уместно вспомнить другую мысль о.Павла Флоренского:
"имена не придумаешь", в том смысле, что они "наиболее устойчивый факт культуры
и важнейший из ее устоев".
Изменение русского
именника шло и по линии заимствования из других
культур - западно-европейских
(напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр.
Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской
мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера)
и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но
"дехристианизация" и перерыв в традиции привели к
необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из
нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство "массовых культур"
- стремление к усреднению, стандартизации).
По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики
(разряды):
пророки - избранники Божий, которым Бог
открывал Свою волю (главным предметом пророческих
предсказаний был обещанный Спаситель);
апостолы (т.
е. посланники, вестники) - первые ученики Иисуса Христа, из которых некоторые
принадлежат к числу двенадцати ближайших учеников, другие, из числа семидесяти,
не были постоянными свидетелями дел Божиих, и не во всей полноте были облечены
той духовной силою и властью, которой были облечены двенадцать апостолов;
равноапостольные и просветители - святые, приведшие
к Христу своею проповедью после времен апостольских целые народы и страны;
святители - отцы, пастыри, учителя Церкви: иерархи,
получившие благодать Св. Духа от апостолов с
обязанностью блюсти паству Христову, вести христиан в Царство Божие;
мученики, великомученики, страстотерпцы,
исповедники - святые, принявшие мученическую смерть или потерпевшие жестокое
гонение за христианскую веру. Замученные в сане епископа или
священника называются священномучениками, а
пострадавшие в иночестве (монашестве) - преподобномучениками];
преподобные - подвижники из монашеского чина, оставившие мир и его блага,
семейные и общественные отношения во имя близости к Богу, во имя чистоты и
святости жизни;
бессеребреники - святые, жертвенно и бескорыстно служившие
бедным, страждущим и больным;
юродивые Христа ради (блаженные) - подвижники, отрекшиеся от
привычного благоразумия и образа жизни, терпевшие поношения и гонения, но
получившие дары пророчества и чудотворения;
праведные - святые, угодившие Богу, но не покидавшие мира;
благоверные - святые правители: цари,
князья.